Какие игрушки нужны детям?

Игра — важное средство умственного воспитания дошкольника. В ней умственная активность детей всегда связана с работой воображения, которое развивается в поиске средств для выполнения задуманного. Непременный спутник игры — игрушка. Так какие игрушки нужны детям?

Игрушки от 0 до 1 года. Прежде всего, игрушки должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. Основная потребность ребенка — осязание, поэтому игрушки должны быть мягкими и тёплыми. Самые лучшие игрушки – те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, ребёнок не подавился.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, пирамидки, мягкие игрушки. Большая пластмассовая машина или коробка будет приучать ребёнка к аккуратности и самостоятельности — в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые дети собирают вместе со взрослыми. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка. А вот наборы солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу — трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно, приветствоваться родителями.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им всё больше начинают нравиться настольные и подвижные игры со сверстниками – шахматы, шашки, игры с мячом, и т.д. В играх ребёнок учится выигрывать и проигрывать, подчинятся правилам, признавать выигрыш другого ребёнка, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.

Важно!
Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.
Ребёнок сам сделает «инвентаризацию» своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного полезнее отремонтировать их вместе с ребенком и отдать другим детям, подарить детскому саду, ребёнку, которому родители не покупают игрушек.

Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть». Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека!
Дарите своим детям радость не только в праздники, но и просто так, от хорошего настроения!

Педагог – психолог Коринь Е.В.