Как играть с аутичными детьми

Ребенок с завязанными глазами находит предмет, загаданный взрослым. Чтобы малыш не боялся это делать, перед игрой дайте ему потрогать каждый предмет, расскажите какой он на ощупь.
2. Пуговицы. Нанизывать пуговицы на нити; извлекать звук из связки пуговиц; выбирать на ощупь из мешочка все металлические пуговицы; сортировать мелкие и крупные пуговицы, или раскладывать по цвету, по количеству дырочек; разыскивать среди большого количества пуговиц спрятанный там камешек или маленькую игрушку.
3. Разноцветные скрепки. Нанизывать скрепки одна на другую, чередуя по цвету или величине; разгибать их; собирать из них цепочку; подбирать рассыпанные скрепки пинцетом, магнитом.
4. Разноцветные резинки. Натягивать резинки на различные предметы (кубики, баночки); подвешивать к резинкам грузики различной тяжести, смотреть как они растягиваются, извлекать звуки из натянутой резинки, надевать резинки на пальцы, переплетать их между пальцами.
Игры с водой, песком и другими природными материалами Данные игры снижают повышенное психо-эмоциональное напряжение, страхи ребенка, развивают тактильные ощущения и мелкую моторику. Купаясь в ванной предложите ребенку, переливать вод)’ из одной баночки в другую, наполнять губку водой и выжимать ее на разные части тела. Поиграйте в морской бой — топите плавающие на поверхности воды игрушки ладошками или струей воды. Играя в песочнице попросите ребенка найти спрятанные в песке игрушки, камешки, шишки и т.п. Покажите ему как можно рисовать на песке, делать отпечатки разными предметами, лепить фигуры из мокрого песка и т.д.
Игры на развитие мелкой моторики Для развития мелкой моторики рисуйте, лепите из пластилина, конструируйте, нанизывайте бусы, завязывайте узлы из толстой веревки, сортируйте мелкие предметы (камешки, пуговицы, фасоль), вырезайте ножницами, играйте со шнуровкой, делайте пальчиковую гимнастик)’.
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекиионная работа будет продолжительной. В первый раз ребенок может отказаться от предложенной игры.
Поэтому, рекомендуя игры для ау-тичных детей, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей ребенка.
Правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить вэ интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимика) сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаше разговаривать с ребенком (обсуждать прочитанные книги, произошедшие события и т.п.).
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10. Избегать переутомления ребенка.
Игра «Покажи по-разному» Цель: научить ребенка распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами. Взрослый говорит:
— Вот я захожу в ворота высокие (показать), а вот я захожу в ворота … (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».
Если ребенок не говорит, то играют немного по-другому:
— Я несу легкий пакет (показать), а ты несешь тяжелый пакет: покажи!
— Я иду медленно, а ты идешь быстро.
— Я перехожу широкую реку, а ты перепрыгиваешь узкий ручей и т.д.
Упражнение «Рассказ по картинкам» Ребенку показывают одну или несколько картинок, которые изображают какой-либо сюжет или сказку (например, как мальчик строит снеговика). Ребенок должен рассказать, что происходит на картинке.
Игра «Покажи нос»
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три четыре, пять.
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте.
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу. Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Ребенок повторяет за ним движения, показывая на себе названные части тела.
Упражнение «Солнечный зайчике Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве. — К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди его (взрослый включает фонарик я светит им на стенку, постепенно передвигая дальше). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день зеркальце.
Игры на развитие тактильных ощущений 1. Разложить на столе предметы разной фактуры (поролоновая губка, грецкий орех, наждачная бумага, мягкая игрушка, шелк, мешковина и т.д.).

Подготовил педагог-психолог отделения реабилитации н/летних с ОВ Зыкова Н.Г.