Рекомендации родителям «Как научить ребенка решать проблемы»

Решение проблемы — это разрешение некого противоречия (между интересами, желанием и возможностями, целями и средствами и т.д.).  Принятие решения  — дело не простое, но оно выглядит не таким уж сложным, когда дети:

— осведомлены о том, что любую проблему можно решить;

— видят, что проблема может иметь не одно решение, но лишь одно будет наилучшим для них;

— учатся сдержанности и думают о проблеме прежде, чем действуют.

 Алгоритм работы с проблемной ситуацией:

  1. Определите суть проблемы. Сначала рассмотрите ситуацию и выясните, чего хотят дети (вы сами или другие люди). Затем сформулируйте проблему так, чтобы она была понятна всем заинтересованным лицам.
  2. Соберите информацию. Когда и почему возникла проблема? Кого она затрагивает? Кто может помочь? Есть ли время? Достаточно ли средств?
  3. Рассмотрите варианты решения. Предложите детям (другим членам семьи или другим заинтересованным людям) высказать как можно больше идей — реальных и не очень.
  4. Оцените идеи и сделайте выбор. Напомните детям (или другим членам семьи), что нужно рассмотреть каждый из предложенных вариантов.
  5. Планируйте, осуществляйте решение, оцените результат. Не забывайте, что людям обычно больше нравится то решение, которое было принято с их участием. Обязательно оцените, что получилось в результате.

Задача взрослых — помочь детям укрепиться в желании и умении решать проблемы.

Общаясь с детьми, необходимо задавать им как можно больше вопросов, которые требуют размышлений и на которые нельзя ответить однозначно. Такие вопросы называются проблемными.

Используйте проблемные вопросы, которые возникают в различных бытовых ситуациях: например, если вышел из строя телевизор, спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что нам делать, вызывать мастера? Покупать новый телевизор? А может быть, вообще не надо его ремонтировать, поживем пока без телевизора?»

Сам по себе процесс решения проблемы носит творческий характер, что означает создание новых путей, способов, вариантов.

Дети должны быть уверены, что взрослые не только слушают их, но понимают и принимают. Другими словами, ответ ребенка действительно интересен взрослому.

Родительское отношение—это особый опыт общения, интегрирующий образы родителя и ребенка и  сочетающий в себе следующие черты: непрерывность во времени, возрастная изменяемость, потребность заботиться, ответственность и эмоциональная значимость. Роль семьи не может быть компенсирована никакими другими институтами социализации.

 

Соц.педагог Бирюкова В.Б.