Коррекционная работа с детьми с РАС

Кроме этого, следует помнить, что, как и любой процесс обучения — этот процесс должен быть творческим и эффективным, и если данная процедура не работает или не подходит — существуют дополнительные методы, которые можно применять.
Дополнительная процедура, которую можно использовать, для того, чтобы научить ребенка пробовать новые продукты.
Первый этап в данной процедуре — это выбор мотивационного поощрения, которое ребенок будет получать, если выполнить желаемую реакцию. Это может быть какая-то сладость, либо любимая игрушка, либо любимое действие (например, игра в компьютер).
Второй этап в данной процедуре — это выбор критериев для реакций.
Например
• Дотронуться до кусочка еды пальцем
• Поднять кусочек еды.
• Поднять кусочек еды и понюхать.
• Дотронуться до кусочка еды, и облизать палец.
• Поднять кусочек еды. донести до рта. и дотронуться кончиком языка.
• Поднять кусочек еды и положить в рот.
• Поднять кусочек еды. положить е рот. прожевать и проглотить.
Например. мы обучаем ребенка пробовать грушу.
• Мы кладем маленький кусочек груши на тарелку, и рядом держим готовое поощрение.
• Мы демонстрируем ребенку, что нужно делать (дотрагиваемся до груши), и помогаем ему сделать тоже
• Как только ребенок дотронулся до груши — он сразу получает поощрение (например, кубик шоколада)
• Мы повторяем это действие, пока ребенок не сможет самостоятельно (без физической подсказки и уговоров) дотронуться до груши.
• На следующий день мы начинаем с того, что ребенок дотрагивается до груши, но как только он дотронулся -он получает словесное поощрение, но не шоколад.
• Только после того, как ребенок поднимет кусочек груши — только тогда он получит шоколад.
Одна из самых распространенных техник — это ‘неубирание ложки»
Прежде чем. необходимо определить наиболее мотивационные поощрения, которые любит ребенок. Это могут быть как игрушки, так и съедобные поощрения. Эти поощрения должны постоянно находиться под контролем взрослого, чтобы ребенок не смог получить к ним доступ. Во-вторых, подготавливается продукт, который ребенок должен научиться есть.
Данный продукт можно использовать в размельченном виде (например, яблочное пюре), или в обычном виде -но небольшое количество (яблоко, порезанное на маленькие кусочки -размер 1X1 см.)
После этого, ребенок садится напротив взрослого таким образом, чтобы у него не было много возможностей убежать — например, не садить посередине комнаты, а возле стопа или возле стены.
Взрослый показывает ребенку то, что он должен сьесть, те поощрения, которые он получит, и просит ребенка сесть спокойно. После этого, взрослый берет чайную ложку, берет ей небольшое количество продукта — на кончике ложки, и придвигает ложку ко рту ребенка, держа ложку посередине нижней губы ребенка (но не пытаясь просунуть ложку в рот).
• Ложка остается в этой позиции, пока ребенок не откроет рот самостоятельно, и не позволит ложке вместе с ее содержимым попасть в рот.
• Если ребенок отворачивает голову — ложка движется за ним.
• Если ребенок открыл рот. и пища попала ему в рот, но он ее сразу выплевывает взрослый может подхватить эту порцию обратно в ложку, и держать ложку опять. Если подхватить не получилось — взрослый берет новую порцию и опять держит ложку, пока ребенок не откроет рот и не съест.
Если ребенок съедает ту пищу, которая на ложке — то получает поощрение. И процедура повторяется, пока не закончится вся порция.
Держание ложки возле рта ребенка может продолжаться от 5-ти секунд до 20-30 минут (и более). Обычно «первый шаг — он самый трудный» То есть. количество времени, которое пройдет до того, как ребенок примет первую ложку намного больше, чем дпя всех последующих.
Поэтому, важно помнить, что не следует форсировать события и заставлять ребенка открыть рот или убеждать его. что если он откроет рот. то получит много чего интересного и вкусного. Здесь, открывание рта — это выбор и свобода действия самого ребенка. Он должен принять это решение самостоятельно и без нажима. Поэтому, взрослый, который выполняет данную процедуру, должен вести себя спокойно, и не теряя самообладания держать эту ложку, что бы ни случилось

Подготовил педагог — психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. Коринь ЕВ.