Почему и как возникает агрессивное поведение у детей с аутизмом

Биологическая недостаточность создает особые патологические условия, в которых живет, развивается и приспосабливается аутичный ребенок. Со дня рождения проявляется сочетание двух факторов:
— нарушение возможности активно взаимодействовать со средой;
— снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром.
Аутизм развивается не только потому, что у ребенок раним и мало вынослив эмоциональном отношении, а вследствие требования наибольшей активности при общении. Аутистические тенденции закрепляются в поведении такого ребенка в результате трудностей организации его взаимодействия со взрослым, которое требует большей активности длительной концентрации внимания, произвольного сосредоточения, возможности принимать и учитывать новую информацию, преодолевать трудности. Наиболее ярко аутизм как активный негативизм, уход от контакта начинает проявляться именно после двух лет на фоне настойчивых попыток близких организовать поведение ребенка.
Стереотипность в контактность со средой. Ребенок опирается на стереотипность потому, что может приспосабливаться только к устойчивым формам жизни. С одной стороны, ребенок требует сохранения постоянства в окружающем, потому что иначе чувствует себя дискомфортно. С другой – стремится жить в уже освоенных им стереотипных коридорах, потому что не способен активно и гибко приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Любая новизна вызывает панику, потому что неминуемо ведет к дезадаптации.
В условиях исходного нарушения активности и дискомфорта и вторичной сенсорной и эмоциональной депривации у всех аутичных детей развивается тенденция дополнительной аутостимуляции приятными впечатлениями. Эти впечатления поддерживают необходимый минимум психического тонуса и заглушают дискомфорт, страхи ребенка. Стереотипные аутостимуляции усиливаются при возникновении угрозы: изменении обстановки, появление объекта страха, попытке взрослого произвольно организовать ребенка.
Поведенческие проблемы ребенка с аутизмом
Отмечается ряд поведенческих проблем у детей с ранним детским аутизмом.
1. Негативизм. Отказ ребенка делать что-либо со взрослым, уход от ситуации обучения, произвольной организации. Проявления негативизма: усиление аутостимуляции, физическое сопротивление, крик, агрессия, самоагрессия.
2. Страхи. Связаны с особой сенсорной ранимостью. Испытывая страх, они зачастую не умеют объяснить, что их пугает. Их могут пугать объекты, резкие звуки, тактильные ощущения.
3. Самоагрессия
Агрессия — явление неоднозначное. Она может быть проявлением влечений, формой защиты, примитивным способом взаимодействия с окружающим, а также интуитивным методом разрядки напряжения.
При агрессии как проявлении влечения (потребности причинить близким боль) не следует ребенка ругать, нужно перехватить его руку, отстранить от себя, занять чем-то другим. Если пресечь агрессивные действия не удается, взрослый не должен внешне реагировать на боль, так как его эмоциональная реакция может доставить ребенку удовольствие и закрепить этот неприемлемый тип поведения.
Дети с ранним детским аутизмом могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. Все это не способствует формированию у детей адекватных нравственных ориентиров, в частности понятий «хорошо» и «плохо» применительно к ситуации общения.
Агрессия как средство обороны возникает, как сопротивление ребенка попыткам взрослых нарушить его аутистическую отгороженность, привычный порядок жизни. За ней стоит страх перед окружающим миром. Здесь нужны осторожность и терпение, постепенное приучение ребенка к новым впечатлениям, объяснение ему смысла происходящего вокруг.
Эта агрессивность проходит сама.
Глубоко аутичный ребенок нередко прибегает к самоагрессии: начинает плакать, бить себя, кусать себе руки.
Проявления самоагрессии легко снимаются в комфортных условиях, если требования взрослого не превышают возможностей ребенка.

Как должно строиться отношение взрослого к агрессивным действиям ребенка

Агрессивные действия как форма общения с окружающим миром возникают на фоне усиления психической активности ребенка, поднятие его эмоционального тонуса, появления направленности вовне. Дело в том, что в момент установления контакта с ребенком его внутреннее напряжение начинает разряжаться вовне. В этом случае взрослому следует предложить ребенку игру, которая позволила бы ему осуществить агрессивно насыщенные действия в социально приемлемой форме: стрелять из пушки, воображать фейерверк и т. д.
Отношение взрослого к агрессивным действиям ребенка должно строиться в зависимости от их природы. И если одни формы агрессии следует игнорировать либо подавлять социальной организацией форм поведения, то другие являются необходимым этапом адаптации ребенка к социальным формам отношений.

Подготовил педагог – психолог отделения реабилитации несовершеннолетних ограниченными физическими и умственными возможностями, Коринь Е.В.