Как выработать бытовые навыки у ребёнка с РАС

Ранний детский аутизм (РДА) – это нарушение психического развития. Характеризуется нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.
Важный признак заболевания – появление симптомов в возрасте до 2,5 лет.
Аутизм встречается редко, у 2–4 детей из 10 000, у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек. Он выявляется во всех социальных классах и во всех частях света.
Как выработать у ребенка с РДА стойкие
бытовые навыки?
Обучение ребенка «бытовым ритуалам» подразумевает обучение его бытовым навыкам, умению самостоятельно обслуживать себя, усвоение ребенком распорядка дня.
Помните, что даже такие бытовые навыки, как одевание, поход в туалет, завтрак и прочие навыки самообслуживания у детей, необычайно сложны для аутичного малыша.
Здоровый ребенок учится этому в форме игры — он наблюдает за взрослыми и подражает их действиям. Многие дети с аутизмом не могут подражать и повторять последовательность действий взрослого самостоятельно. Поэтому, чтобы научить ребенка обслуживать себя потребуется специальная подготовка и долгая, кропотливая работа. В основе самообслуживания аутичного ребенка лежат усвоенные им стереотипы поведения в различных бытовых ситуациях.
К примеру, мы хотим, чтобы ребенок убирал посуду после еды.
Сначала взрослый должен делать это сам, сопровождая каждое свое действие комментарием.
На следующем этапе, взрослый выполняет действия руками ребенка, находясь при этом позади малыша. Постепенно, нужно уменьшать участие взрослого в происходящем: если сперва он держал руки ребенка, то теперь достаточно лишь направлять их и контролировать движения крохи. Когда малыш закрепит новые бытовые навыки и сможет выполнять работу самостоятельно, можно будет помогать ему с помощью речевой инструкции. Также можно воспользоваться пошаговым визуальным расписанием.

Правила, которые необходимо соблюдать при обучении ребенка бытовым навыкам:

Не торопитесь, обучайте ребенка новым навыкам постепенно, избегая ошибок. Исправлять их будет намного труднее.
Пока навыки самообслуживания у детей не закрепятся, не переходите к изучению новых.
Требуйте от ребенка выполнения определенных действие лишь в том случае, когда вы уверены, что это в его силах.
Если у ребенка что-то не получается, вернитесь к предыдущему этапу обучения – вновь направляйте его руки или давайте четкие инструкции.
Не приступайте к обучению новому навыку, если ребенок устал, голоден или у него плохое настроение.
Взрослые, обучающие аутичного ребенка навыкам самообслуживания и бытовым навыкам, обязательно должны действовать по одной схеме!
Постепенно усложняйте приобретенные навыки. Когда малыш научиться убирать посуду за собой, усложните задачу. Научите его мыть за собой тарелки или накрывать на стол.

Таким образом, шаг за шагом вы научите малыша навыкам самообслуживания и самостоятельности.

Подготовил педагог – психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, Коринь Е.В