Социальный интерес детей с аутизмом

Порою кажется, что существует путаница в вопросах социальных способностей и социального интереса у детей с аутизмом.
Социальную «способность» нельзя путать с социальным «инте-ресом». Похоже, многие до сих пор придерживаются мнения, что аутичные дети не хотят общаться.
Стереотипное представление о ребенке с аутизмом — замкнутый, равнодушный к окружающим. Хотя при некоторых видах аутизма дей-ствительно нет подлинного интереса к отношениям с другими людьми, но большинство имеет очень высокую социальную мотивацию. У них есть интерес, но нет способности к общению. Это создает социальные проблемы.
К несчастью, устанавливать и поддерживать отношения им сильно мешают трудности с пониманием чу-жих мыслей, чувств и точек зрения, восприятием социального контекста и неписанных социальных правил, сложности с обменом репликами и поддержанием разговора.
Им трудно координировать вза-имные игры с чередованием дейст-вий, поддерживать целенаправленное общение, скорректировать разговор в случае недопонимания. Они могут осознавать эти трудности и стараться играть рядом, но не в группе, либо они не знают о своих проблемах и пытаются доминировать в игре.
Они могут не понимать соци-альных границ и поэтому вести себя слишком навязчиво или много коман-довать во время игры. Они могут быть не способны играть по очереди или понимать правила игры.
Часто они пытаются диктовать, во что, когда и как играть. Часто они предполагают, что другие хотят играть точно так же, как и они, и они не понимают, что другие дети могут хо-теть чего-то другого, и что на них ле-жит такая же ответственность за ре-гуляцию игры.
По мере взросления ребенка эта неспособность распознавать, учитывать и сотрудничать со время игры начинает раздражать других детей, которые начинают избегать или дразнить ребенка с аутизмом.

 распознавать и считывать намерения и точку зрения дру-гих людей;
 распознавать и считывать невербальные сигналы;
 инициировать и поддерживать обмен репликами, взаимное общение;
 считывать правила общения в данном контексте.

Обеспечивайте таких детей много-численными и регулярными воз-можностями для общения: встречи для игр с другим ребенком с сопро-вождением взрослого, группы досуга, скауты, танцевальные кружки, адаптиро-ванные спортивные секции и другие со-циальные ситуации, в которых ребенок будет учиться и практиковать социаль-ные навыки.
Сделайте обучение отношениям с другими людьми основным при-оритетом, чтобы ребенок почувствовал безопасность, принятие и компе-тентность в социальном мире.

Также постарайтесь никогда не бросать детей в неструктурированные ситуации «поиграть с другими детьми». С большой вероятностью, это приведет к тому, что дети почувствуют себя некомпетентными, потому что они не знают, как вести себя в группе свер-стников.
Пусть все социальные ситуации будут простыми, запланированными и короткими. Помните, что попытки взаимодействовать с другими людьми отнимают у ребенка много психической энергии. Начинайте с простых ситуаций, постепенно увеличивайте их продолжительность и разнообразие и позвольте ребенку определять, какой объем общения он может выдержать.

Небольшое предупреждение для родителей!
Не путайте ваше собственное желание, чтобы ребенок был общительным и имел много друзей, и желания самого ребенка. Некоторым детям нужны не-большие социальные контакты, связан-ные с их любимыми занятиями, темами или интересами.

Подготовил педагог – психолог отделения реа-билитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями, Коринь Е.В.