Cоветы родителям по поводу детских капризов

Обязанность каждого родителя — сделать своего ребенка счастливым

Главная проблема состоит не в том, что дети капризничают, а в том, как на это реагируют взрослые.

Когда о ребенке говорят «капризный», на самом деле речь идет о результате услужливого потакания взрослого каждому сиюминутному детскому капризу. Поначалу капризы возникают по случаю, но благодаря упорным усилиям взрослых  превращается в систему.

Попробуйте отнестись к реакции вашего ребенка «нестандартно». Нужно попытаться разрушить стереотипный ритуал вашего общения, внеся в него элемент новизны. Не вступайте в «дебаты», не ругайте и не наказывайте, а, например, просто молча проигнорируйте каприз. Ждать, что это сразу возымеет действие, не стоит. Поначалу будут те же бурные реакции. Но со временем, если это станет привычным, ребенок начнет эмоционально воспринимать ситуацию более адекватно. К тому же, глядя на вас, он сам будет учиться «брать себя в руки».       Раздраженными криками вы не успокоите капризное чадо, а лишь уподобитесь ему, продемонстрируете «слабинку». Завоевать уважение ребенка после этого будет нелегко.

Молчаливое игнорирование каприза – не единственный прием. Можно сделать нечто неожиданное не только для вашего ребенка, но и для вас самих. Можно начать петь, танцевать, читать стихи или … стучать кулаками. Пусть вас не смущает «странность» такого поведения – просто удивление создает очень мощный эмоциональный противовес.

Попытайтесь разобраться, что же хочет сказать своими капризами ребенок; относиться к ним избирательно – в зависимости от значимости причин, которые вызывают их; реагировать не на капризы, а на их причины.

Не допустите превращения капризов в капризность; игнорируйте попытки манипулировать собой; уважайте себя, особенно в глазах ребенка: заменой раздражению и гневу должна стать хладнокровная демонстрация позиции.

Помните, что и безграничное потакание, и постоянные ограничения ведут к одному и тому же – капризам и упрямству.

Главный выход – больше и систематичнее общаться с ребенком, ибо именно дефицит общения или его недостаточная содержательность приводят к капризам. Стремитесь превратить любое детское занятие в повод для общения, постоянно удерживая главную цель – воспитание у ребенка самостоятельности, которой он впервые по-настоящему заявляет о себе как о личности. Речь идет о том, что каждый шаг должен обеспечивать рост детской самостоятельности путем передачи взрослым ребенку все новых и новых функций в ходе совместного решения тех или иных задач. Сегодня мы рисуем этот самолетик (паровозик, машинку и т.д.) вместе, а завтра ты делаешь это сам. Пусть не так красиво, пусть с ошибками, но сам. И лишь после того, как ты сам это сделаешь, я вновь приду к тебе на помощь. Это должно стать стратегической нормой общения  с ребенком, которая содержит и способ преодоления различных форм негативного поведения.

Не все негативные формы поведения ребенка можно отнести к капризам, хотя внешне они напоминают их.

Детский консерватизм. Маленькие дети очень не любят и раздражаются, когда что-то нарушает сложившийся порядок, часто установленный ими самими. Играя с машинками, дети каждый раз размещают их на дорожке именно в такой, а не в иной последовательности, в песочнице они выкладывают именно такие куличики, а не другие.

Разумеется, разрушать этот «жизненный уклад» не стоит, тем более что мы сами стремимся к тому, чтобы ребенок научился пользоваться вещами. Взрослый, уча ребенка пользоваться предметом, способен расширить возможности такого обращения: на бумаге можно не только рисовать, но и сделать из нее кораблик или самолетик, пирамидку можно собрать и в прямом, и в обратном порядке.

«Капризы» на публике. Весьма распространенное явление, связанное с вхождением ребенка в мир взрослых. Другие люди не похожи на домочадцев, они куда-то спешат, громко разговаривают. Ребенок испытывает стресс, канючит, плачет. Есть способ решения этой проблемы: взять с собой на прогулку любимую игрушку. Ведь для ребенка она фрагмент надежного домашнего миропорядка, который гарантирует защиту и спокойствие. В критический момент нужно перейти в тихое место, привлечь внимание ребенка к игрушке и этим успокоить ребенка.

      Нежелание посещать детский сад.  Совершенно очевидно, что существует проблема психологической готовности к посещению детского сада. Даже при благоприятных условиях посещение детского сада для некоторых детей является стрессогенным фактором. И это нормально, поскольку оно предполагает временный отрыв  от семьи. А взрослые порой принимают это за каприз.

Иногда выручает временное присутствие мамы в группе. Можно вообще не отдавать ребенка в сад. Однако тогда сами родители должны полностью обеспечить социальное развитие ребенка – через совместные игры, рисование, лепку, конструирование, знакомство со сказками.

За любым капризом или упрямством стоит мотив самореализации, признания собственной значимости. Избалованность ребенка внушает ему лишь видимость своей значимости. Стремление самореализоваться так и не находит своего воплощения. И тогда одни капризы порождают другие, а в характере закрепляется устойчивая черта – капризность.

Поощряйте позитивные проявления детской самостоятельности, целенаправленно создавайте для них условия. Избегайте навязывания помощи, предлагайте и оказывайте ее деликатно. Запрещайте только то, что несет угрозу для жизни и здоровья ребенка, обязательно объясняйте причины запретов. Полностью исключите оскорбление достоинства ребенка, которое в любом возрасте переживается болезненно и нередко оборачивается еще большей неуправляемостью и капризностью.

                     Что делать, если ребенок капризничает?

Будьте последовательны, всегда придерживаясь одинаковой линии поведения. Не уступайте под действием истерик, потому что их цель — оказав давление на взрослых, получить желаемое. Попробуйте разобраться, когда и по какой причине ребенок впадает в такое состояние, и на основе этих выводов постарайтесь просто такого впредь не допускать. К примеру, если вы понимаете, что ребенок не настроен в ближайший момент кушать сам, хоть и умеет это делать, то не надо настаивать. Лучше сразу покормить его, не провоцируя капризы, чем выдержать его истерику и в результате, оставить ребенка без еды, продолжая настаивать на своем.

Понаблюдайте за собой: может быть, вы слишком часто говорите слова «нет» и «нельзя». Безусловно, ребенок должен четко знать границы дозволенного. И при этом эффективнее будет, если вы чаще начнете обозначать, что именно ему «можно». Например, вместо фразы «Нельзя кошку дергать за хвост!» лучше скажите: «Кошку можно гладить. Вот так». Или вместо того, чтобы запрещать трогать утюг, научите малыша им пользоваться (правильно брать за ручку и т.д.). Цель одна и та же — обезопасить ребенка, а вот эмоциональная окраска слов и действий различная.

На просьбы ребенка отвечайте четко и определенно. Никаких уклончивых ответов, иначе он будет добиваться своего капризами и истерикой. Вместо слов «Я бы тебе разрешила съесть конфету, только мама не велела» правильнее сказать: «Тебе нельзя брать конфеты. Можно взять печенье».

Не теряйте самообладания! Иногда случается так, что взрослые начинают сердиться и ругаться, нагнетая обстановку. Сохраняйте спокойствие, способность думать и контролировать себя. Не кричите, а. наоборот, специально говорите как можно тише. Если вы разговаривали, продолжайте говорить в спокойном тоне. Помните: вы являетесь образцом для ребенка!

Во время истерик не старайтесь что-то объяснить: ребенок в это время все равно ничего не слышит. Просто ждите! Можно использовать метод «безразличия»: продолжайте заниматься своими делами, незаметно наблюдая за ним. Но обязательно обезопасьте ребенка, проверив окружающую обстановку, чтобы он себе не навредил. Так или иначе, истерика пройдет сама собой.

Не пытайтесь спорить с ребенком, доказывая его неправоту в тот момент, когда он в состоянии истерики. Переждите, пока эмоциональный накал страстей спадет, и лишь тогда в спокойной форме поговорите с ним и обсудите ситуацию.

Как только истерика пройдет, постарайтесь сразу забыть про нее и простить ребенка. Не напоминайте об этом, не читайте нравоучений и морали, не настаивайте на извинении и прощении. Лучше проанализируйте ситуацию.

Причиной истерики могут быть  голод, холод, болезнь, усталость, недосыпание, перевозбуждение, семейные и бытовые проблемы, беспокойство родителей и т.д. Для того чтобы не было капризов, учите ребенка выражать свои желания словами. Объясняйте, что люди выражают свои потребности, не крича, не падая на пол, не кусаясь, а спокойно высказывая друг другу свои просьбы.

Часто детские капризы являются следствием возрастного кризиса, и постепенно, по мере подрастания крохи, проявляются все реже и реже.

«Дети всех любят, особенно тех, которые любят и ласкают их. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», — советует выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. К этим прекрасным словам хочется добавить: обязанность каждого родителя — сделать своего ребенка счастливым.

Подготовил педагог-психолог отделения реабилитации н/л с ОВ Зыкова Н.Г.